Глоссарий

A

ACEA

Association des Constucteurs Europeens d"Automobiles (Ассоциация европейских производителей автомобилей)

API

American Petroleum Institute (Американский институт нефти)

ATF

Жидкость для автоматических коробок передач

B

BIA

Boating Industries Association (Ассоциация малотоннажных судов)

BMW

Bavarian Motor Works

C

CCMC

Comité des Constructeurs d"Automobiles du Marché Commun (Ассоциация европейских производителей автомобилей)

D

DIN

Немецкий институт стандартов

DOT

Department of Transportation (Министерство транспорта)

DPF

Дизельный сажевый фильтр

E

EMA

Engines Manufacturer Association (Ассоциация производителей двигателей)

F

FIAT

Fabbrica Italiana Automobili Torino

FMVSS

Federal Motor Vehicle Safety Standard (Федеральный стандарт безопасности автомобилей)

G

GL

Смазочный материал для трансмиссии

H

HTHS (High Temperature High Shear Rate)
высокая температура — высокая прочность на сдвиг

Высокая температура — высокая прочность на сдвиг

J

JAMA

Japan Automobile Manufacturers Association (Ассоциация японских
автомобильных мануфактур)

JASO

Japanese Automobile Standard Organisation (Японская организация стандартизации автомобилей)

N

NMMA

National Marine Manufacturer Association (Национальная ассоциация судовых производителей)

O

OEM

Original Equipment Manufactures (Изготовители комплексного оборудования)

P

PAO

Полиальфаолефин (синтетический углеводород в качестве основы для моторного масла. Исходный продукт - этен)

PIB

Полиизобутен (синтетический углеводород в качестве основы для моторного масла. Исходный продукт - бутен)

PSA

Peugeot Société Anonyme

S

SAE

Society of Automotive Engineers (Общество автомобильных инженеров)

SAE классы

Моторным и трансмиссионным маслам для транспортных средств присваиваются классы SAE, которые также были включены в соответствующие стандарты DIN. Они определяют следующие параметры: температуры для измерения вязкости, пороговые значения вязкости и назначение классов. Масла, которым приписываются пороговые значения вязкости для холодного состояния, дополнительно помечаются буквой W (от англ. winter – зима) в их классификации. Что касается горячего состояния, вязкость моторных и трансмиссионных масел определяется при 100 ° С, одинаково для всех классов SAE. Однако это не соответствует реальным условиям использования моторных масел, таким образом, во многих случаях вязкость вызвана высокими температурами и высоким напряжением сдвига (HTHS). SAE классы для моторных масел
Следующие классы являются стандартными: 0W, 5W, 10W 15W, 20W, 25W-20, 30, 40, 50, 60SAE
Классы для трансмиссионных масел
Следующие классы являются стандартными: 70W, 75W, 80W, 85W-80, 85, 90, 140, 250

SAPS

Сульфатная зола, фосфор, сера

SHPD

Super High Performance Diesel

STOU

Super Tractor Oil Universal

T

TASA

Typi A Suffix A

TC-W3

Test Cycle Watercooled 3

TOU

Tractor Oil Universal

TWC

Трехкомпонентный катализатор

U

UHPD

Ultra High Performance Diesel

UTTO

Universal Tractor Transmission Oil (снято с производства)

V

VI

Индекс вязкости

Z

ZF

Zahnradfabrik Friedrichshafen (завод зубчатых передач)

А

Антиоксиданты

Под воздействием тепла и кислорода смазочные материалы имеют тенденцию к окислению (старению). Этот процесс ускоряется продуктами сгорания, кислотами и следами металлов, которые оказывают каталитический эффект (абразивный или коррозионный износ). В результате наблюдается ухудшение свойств масла, которое влечет за собой образование кислот, а также нерастворимых в масле отложений лака, смолы и шлама, как, например, масляный нагар. При добавлении антиоксидантов обеспечивается повышенная защита от старения. Хотя они не могут полностью предотвратить процесс старения, антиоксиданты заметно замедляют его. Вещества для защиты от старения могут быть эффективным в трех сферах: • Поглотители (против первичных признаков старения): Радикалы являются цепями углерод-водорода, которые обладают свободными валентными связями с нарушением цепи из атомов водорода. Кислород немедленно присоединяется к этим местам (окисление). При переносе водорода из присадки к химически активному месту, поглотители насыщают (восстанавливают) эти "пробелы". • Пероксидные деструкторы (против вторичных признаков старения): Их полная эффективность наблюдается после образования веществ старения (соединения кислорода). Пероксидные деструкторы вбирают кислород и создают безвредные соединения. • Пассиваторы/металло-ионные дезактиваторы: Они вызывают пассивирование частиц железа и меди и таким образом останавливают или сокращают каталитическое воздействие этих металлов на процесс старения. Пассиваторы сцепляются вокруг ионов металлов в масле, снижая до минимума их каталитическую активность.

Б

Базовые масла

Базовые масла придают смазочным материалам их основные характеристики, которые заметно влияют на производительность конечных продуктов. Базовые масла являются продуктами перегонки и очистки, которые извлекаются из минерального сырья (нефти) и состоят в основном из насыщенных углеводородов, иногда с небольшим процентом ненасыщенных углеводородов. Гидрокрекинговые масла представляют собой рафинированные минеральные масла высокой очистки с улучшенной молекулярной структурой. Полиальфаолефины (ПАО) являются продуктами нефтехимии (синтез). Они являются химическими прямолинейными соединениями углеводородов. Синтетические эфиры являются синтетически созданными соединениями кислот со спиртами. Это химические продукты с молекулами любой формы, структуры, типа и размера.

В

Всесезонные масла

Если масло соответствует требованиям SAE как W-класса (зимнего), так и класса без W (летнего), оно считается всесезонным маслом, например SAE 0W-30, 10W-40, 15W-40 для моторных масел или SAE 75W-90, 80W-90, 85W-140 для трансмиссионных масел

Вязкостно-температурные модификаторы

Образно говоря, они представляют собой очень длинные, волокнообразные молекулы, существующие в масле, и свернутые (сжатые) при низких температурах; они отличаются относительно низким сопротивлением движению молекул масла. При повышением температуры они разворачиваются (разжимаются), занимают больший объем и создают ячеистую сеть, которая замедляет движение молекул масла и слишком быстрое разжижение масла.

Вязкость

Вязкость является способностью жидкости обеспечивать сопротивление и, следовательно, трение в противоположном ламинарном движении двух соседних слоев. Высокая вязкость означает тягучесть, в то время как низкая вязкость используется как синоним жидкотекучести. Вязкость можно охарактеризовать как сопротивление потоку. Вязкость сильно зависит от температуры. Диапазон вязкости для всесезонного масла (например, 10W-40) определяет производительность масла при высоких и низких температурах. Число перед W (10) обозначает вязкость при низких температурах (40 ° C), тогда как число после W (40) указывает на вязкость при высоких температурах (100 ° C). Существует различие между динамической вязкостью (измеряется в Па · с) и кинематической вязкостью (в мм2/с = сСт), и последняя является отношением динамической вязкости к плотности. Как и плотность, вязкость также зависит от температуры и давления. Индекс вязкости жидкости определяется ее вязкостью при 40 ° С и 100 ° С. Вязкость была взята за основу для первой системы классификации моторных масел в 1911 году и была определена в системе классификации SAE. Сегодня вязкость остается одной из наиболее важных характеристик масла. Развитие процедур тестирования, которые могут лучше прогнозировать поведение двигателя, привело к измерениям вязкости (DIN 51511) при различных температурах и градиенте скорости.

Г

Гидравлические масла

Это устойчивые к старению, маловязкие, непенящиеся жидкости высокой степени очистки, полученные из минерального масла с низкой температурой застывания. Используются в гидравлических системах, преимущественно с гидростатическим приводом. Они также могут использоваться в системе с гидродинамическим приводом, если они отвечают его требованиям.

Гипоидные трансмиссионные масла

Смазочные материалы с противозадирными присадками, которые улучшают смазочные характеристики и предотвращают коррозию. В основном используются для ведущего моста в транспортных средствах со спирально-зубчатой передачей и передачей со смещенной осью (гипоидные передачи).

Д

Дисперсанты

Задача дисперсантов заключается в обволакивании твердых и жидких частиц (например, пыли, воды, продуктов сгорания, продуктов окисления) и возможность поддерживать их в диспергированном и взвешенном состоянии, чтобы избежать образования отложений. Процесс пептизации: Он заключается в обволакивании твердых частиц в масле и поддержания их во взвешенном состоянии с помощью беззольных (органических) дисперсантов. Процесс растворения: Обволакивание и поддержание во взвешенном состоянии частиц жидкости (вода, кислоты). Без нейтрализации.

Ж

Жидкость для автоматических коробок передач (ATF)

ATF представляют собой особые смазочные материалы, отвечающие высоким требованиям систем автоматического сцепления и трансмиссии: очень хорошая вязкость и термические характеристики, стабильность на сдвиге, высокая стойкость к окислению, прекрасные антипенные характеристики, определенные характеристики трения, великолепные противозадирные характеристики и т.д.

И

Ингибиторы коррозии

Коррозия является химическим или электрохимическим воздействием на металлические поверхности. Для защиты от коррозии лучше всего подходят присадки, которые действуют на контактные поверхности; они могут быть как беззольными, так и золообразующими. Присадки полярного типа прикрепляются к поверхности металла, в то время как остальные алкилы создают толстые гидрофобные (водостойкие) барьеры. В силу их полярной структуры ингибиторы коррозии конкурируют с противозадирными и противоизносными присадками, а это означает, что эффективность последних может быть снижена.

Индекс вязкости (VI)

Вязкость всех масел меняется в зависимости от их температуры. Она снижается, когда температура растет, и повышается, когда температура снижается. Индекс вязкости является показателем вязкости/температуры масел. Чем выше это значение, тем меньше вязкость конкретного масла будет меняться при изменении температуры. Чем меньше изменение вязкости под воздействием температуры, тем лучше масло подходит для практического использования.

К

Кинематическая вязкость

Соотношение динамической вязкости к плотности при заданной температуре. Единица измерения: квадратные миллиметры в секунду [мм²/с], ранее сантистокс [сСт]. Кинематическая вязкость = динамическая вязкость/плотность

Классы вязкости

Вязкость является самой важной характеристикой смазочных масел. Она измеряет внутреннее трение масла при перетекании. Когда масло холодное, его внутреннее трение высоко (высокая вязкость). Чем теплее масло, тем ниже его внутреннее трение (низкая вязкость). Изменение вязкости в зависимости от температуры может варьироваться от масла к маслу и характеризуется индексом вязкости (VI), безразмерной числовой величиной. Однодиапазонные масла имеют VI около 100, всесезонные масла – до 150, в зависимости от его диапазона.

М

Масла для дизельных двигателей

В настоящее время самые высокие требования к смазочным материалам для обычных и дизельных двигателей с наддувом представлены классификациями ACEA B3 и B4, а также допуском VW 505.00. Такие масла оптимально подходят для использования в дизельных двигателях с автоматическим регулированием или наддувом, с охладителем наддувочного воздуха или без него. Этим требованиям удовлетворяет высокопроизводительное моторное масло, как наше Bizol Diesel Ultra SAE 10W40.

Минеральные моторные масла

Минеральные моторные масла изготавливаются из минеральных базовых масел.Однако эти масла не полностью соответствуют все более высоким требованиям, таким как увеличение интервалов между заменами масла, высокая производительность двигателя, плавная и бесшумная работа двигателя и т.д. Типичные классы вязкости: 10W-40, 15W-40 или 20W-50.

Модификатор температуры застывания

Температура застывания – это самая низкая температура (в градусах Цельсия), при которой масло сохраняет текучесть. Затвердевание масла обусловлено наличием парафинов в базовом масле, которые начинают кристаллизоваться при низких температурах. Добавление веществ, снижающих температуру застывания, отсрочивает этот процесс и улучшает низкотемпературные характеристики масел.

Модификатор трения

Модификаторы трения – это снижающие трение присадки, которые эффективны только в зонах со смешанным трением. Активные вещества создают на поверхностях прочные слои, пленки (физический процесс), которые разделяют металлические поверхности. Модификаторы трения отличаются высокой полярностью, т.е. они обладают высоким сродством с поверхностями в связи с предотвращающими трение характеристиками.

Модификаторы

Использование модификаторов индекса вязкости или модификаторов вязкости (VI = индекс вязкости) позволяет производить всесезонные моторные масла. VI модификаторы увеличивают или продлевают вязкость масла и тем самым улучшают его вязкостно-температурные характеристики.

Моторные масла

Моторные масла используются для смазки подшипников, механизмов, цилиндров и других деталей двигателя внутреннего сгорания. Они классифицируются в соответствии с их характеристиками вязкости (SAE классы): существуют нелегированные и легированные моторные масла. Современные моторные масла, их виды и специальные характеристики основаны на различных базовых маслах или смесях базовых масел. Кроме того, в них используются присадки в зависимости от желаемого эффекта. Только хорошо сбалансированная формула (базовое масло с присадками) обеспечивает высокую производительность моторных масел.

Моторные масла для мягкой работы двигателя

Они отличаются прекрасными характеристиками текучести при низких температурах, высокой термической стабильностью при высоких, и прокачиваются быстрее. Таким образом, они положительно сказываются на расходе топлива. Типичные классы вязкости: 0W-30, 0W-40, 5W-40, 5W-30, 10W-40.

Моющие присадки

Моющие присадки противодействуют образованию отложений на деталях двигателя, которые подвергаются воздействию высоких температр, а также поддерживают двигатель в чистоте. Кроме того, они создают щелочной резерв в моторном масле для нейтрализации продуктов сгорания кислот. Моющие присадки являются золообразующими (металлоорганическими) веществами, которые предотвращают осаждение твердых частиц грязи на металлических поверхностях (агломерация).

О

Однодиапазонное масло

Если масло соответствует требованиям только одного класса SAE, то оно является однодиапазонным, например SAE 10W, 30, 50 для моторных масел или SAE 80W, 90, 140 для трансмиссионных масел.

П

Полностью синтетические моторные масла

Синтетические базовые масла обеспечивают основу для моторных масел с улучшенными характеристиками. Полностью синтетические моторные масла могут использоваться для бензиновых и дизельных двигателей и обеспечивают оптимальную защиту от износа, прекрасную подачу масла при холодном пуске, плавный ход двигателя и невероятную чистоту двигателя. Они часто отвечают самым высоким требованиям API, ACEA и соответствуют допускам большинства производителей двигателей. Идеально подходит для длительных интервалов между заменами масла. Типичные классы вязкости: 0W-30, 0W-40, 5W-40.

Полусинтетические моторные масла

Это минеральные масла с синтетическими компонентами. Они улучшают холодный запуск двигателя, содержат его в чистоте и обеспечивают прекрасную защиту от износа. Типичные классы вязкости: 10W-40, 5W-40.

Присадки

Присадки представляют собой растворимые в масле вещества, которые добавляются к упомянутым базовым маслам. Они химически и/или физически изменяют или улучшают характеристики смазочных материалов. Химически активные присадки: • Моющие присадки • Дисперсанты • Антиоксиданты • Противоизносные присадки • Ингибиторы коррозии Физически активные добавки: • Модификатор индекса вязкости • Модификатор температуры застывания • Модификатор характеристик трения

Противозадирная присадка

Старейшей противозадирной присадкой является чистая сера. Противозадирные и противоизносные присадки являются веществами, которые активны на контактных поверхностях; присадки полярного типа обычно содержат различные комбинации цинка, фосфора и серы. Самым известным представителем этой группы является дитиофосфат цинка (ZDP), который также эффективен в предотвращении старения и коррозии. Противозадирные присадки добавляются в трансмиссионные, моторные, гидравлические, смазочно-охлаждающие масла с целью повышения противозадирных характеристик и снижения износа в зонах со смешанным трением. Эффект основан на создании слоя на поверхности (поверхности металла). Они предотвращают образования задиров в зонах со смешанным трением и также обеспечивают безызносное скольжение контактирующих металлических поверхностей. Также желательным является снижение трения.

Противоизносные присадки

С помощью соответствующих присадок можно создать очень тонкий слой на скользящих элементах, стабильной на сдвиге значительно ниже, чем у металлов. Этот слой твердый при нормальных условиях, но принимает вид смазочного материала в условиях износа (давление, температура). Таким образом можно предотвратить чрезмерный износ (истирание или сваривание). При необходимости (металлический контакт/металл) пленка постоянно обновляется посредством химической реакции.

Р

Ретардер

Это устройство, используемое для увеличения или замены некоторых функций первичных основанных на трении главных тормозных систем в (как правило) тяжеловесных транспортных средствах.

С

Стандарты ISO

International Organization for Standartization (Международная организация по стандартизации)

У

Универсальные масла

Они также известны как всесезонные масла и могут быть использованы в нашем климате в течение всего года. Эти жидкости не становятся слишком вязкими зимой и не слишком жидкими при высоких температурах двигателя, как, например, 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40, 20W-50.